Икона «Всевидящее Око Божие», которую можно встретить в некоторых храмах, обладает сложным символическим значением. Поскольку церковь запрещает изображение Господа Бога на иконах, автор этой работы выбрал отображение Бога через символику и знаки, что отличается от традиционного подхода в иконописи. Тем не менее, эта икона является важной святыней, которую следует изучать и уважать.
Эта работа служит ярким примером того, как народное творчество может быть интегрировано в религиозные традиции, и на протяжении своего существования активно обсуждается на различных богословских симпозиумах и встречах. Несмотря на её неоднозначность, икона обрела большую популярность среди православных верующих.
Впервые этот стиль возник на территории Владимирской земли, где его создали местные мастера, опираясь на традиции Владимирского иконописания, по крайней мере, если говорить о ранних образцах.
Работа выполнена в теплых охристых оттенках, что является типичным для данного региона. Основной особенностью является как раз простота и вместе с тем эстетическая привлекательность композиции. Вся сложность заключается в бесконечном количестве заложенных в нее символов. Она не только отличается от традиционной канонической иконографии, но и подходом к раскрытию ключевых значений, содержащихся в ней.
Значение и композиционные особенности
Этот образ представляет собой уникальную композицию, которая редко встречается в иконописи. Его смысл заключается в том, что Господь является светом для всей Вселенной, а Его знание о человеке можно сравнить с глазом, откуда и происходит название — «Всевидящее Око».
На протяжении всей истории иконописи было создано множество копий, поэтому на некоторых досках композиции могут отличаться от оригинала, который описан ниже.
Композиционный образ состоит из множества мелких символов, которые в совокупности создают целостное представление о свете всего существования — Господе Боге. Именно Он (в качестве символа) находится в центре доски.
Доска делится на 4 круга, в каждом из которых собрано несколько ключевых элементов:
- В центре первой окружности находится изображение Христа, который дарует благословение и спасение всем страдающим грешникам. Вокруг Него сделана надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». От Него исходят четыре луча, которые начинаются внутри круга и заканчиваются за его пределами. Эти лучи символизируют свет, который Христос и Господь излучают в мир. На концах этих лучей, по краям общего изображения, расположены образы евангелистов или их символические представления;
- Второй круг больше по диаметру, чем первый, и на нем изображено человеческое лицо, состоящее всего из четырех глаз, носа и рта. Также присутствует надпись на старославянском, которая переводится как «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг символизирует связь Божественного Начала с человечеством, посредником между которыми является молящаяся Богородица, изображенная между вторым и третьим кругами;
- Третий круг украшен надписью: «Угль Исайи явил солнце из Девой, воссиявшее во тьме и дарующее свет заблудшим». Он разделен несколькими мощными лучами, исходящими из первой окружности, от Христа, идущими из центра главного — Солнца Правды, Иисуса Христа;
- Четвертый круг, усеченный снизу, представляет собой ключевую и завершающую часть, в которой символически изображен Бог Отец, благословляющий человечество. Фигура Господа демонстрирует поднятые руки для благословения, а низ ее скрыт в сияющем ореоле. По краям изображена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном служит безоблачное звездное небо, где, согласно Священному Писанию, находится Царствие Небесное. Бог Отец чаще всего изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов с свитками. Дух Святой спускается от Господа к Богородице в форме голубя.
Смысл данного изображения заключается в представлении и интерпретации ключевых символов христианства, которые помогают людям оставаться на праведном пути и не сбиваться с него, стремясь к свету, исходящему от Господа.
Православный интернет-магазин Svyatsy предлагает иконы с изображением Бога «Всевидящее Око Божие».
Значение символа Всевидящее Око в православных иконах
В христианской традиции символ «Всевидящее Око» представляет собой аллегорию Бога. В Ветхом Завете упоминается, что Бог сказал Моисею: «Человек не может увидеть меня и остаться в живых».
Порой каждый из нас ощущает свою ничтожность в безкрайних просторах вселенной, его неспособность постичь вечность или Божественное всеведение. Это одна из великой загадок, которую мы стремимся разгадать. Мы знаем о Боге, что Он – вездесущий, всемогущий, всеблагой и всеведущий. И в каждом из этих атрибутов скрыта безграничная величина, ведь всё, что нас окружает в этом материальном мире, обречено на начало и конец.
Загадочный знак, расположенный на иконе «Всевидящего ока», символизирует как самого Творца, так и всё христианское бытие. На этом удивительном изображении мы замечаем несколько кругов различного диаметра, каждый из которых несет свой собственный символ и значение.
На иконе присутствуют Христос, Богоматерь и Небесные силы — всё это объединяется в единую картину. В центре находится Христос, который благословляет всё человечество. Он также ассоциируется с символом Солнца Правды: от центрального круга исходят лучи, напоминающие о том, что Иисус является светом миру.
Второй круг, напротив, кажется, повествует не о божественном, а о земном – перед нами два лика, а надпись иллюстрирует связь между человеческой душой и Богом: «Величит душа моя господа и радуется дух мой о Боге Спасе моем». Однако этот элемент также указывает на всеведение Бога, представленное в его двух аспектах – Бога Отца и Сына.
Третий круг с Пресвятой Девой изображает её как защитницу человечества, с поднятыми руками в молитве. Лучи Солнца достигают именно этой окружности не случайно. Надпись сообщает: «Угль Исайи явил солнце из утробы Девы, которое воссияло во тьме и освещает заблудших». Такой же смысл заключён в слове «Богородица» — мы почитаем Деву Марию как ту, которая родила Христа и принесла нам спасение.
Последний круг – самый важный – изображает благословляющего Господа Саваофа в окружении серафимов и звездного неба, что является ярким примером бесконечности для человека. «Небо небес» символизирует наилучший райский мир добра и красоты, который нам суждено познать после смерти.
Око Господне
Если у Данте Алигьери существуют круги ада, то на данной иконе представлены круги всего божественного мира. В центре этого круга находится солнце, не просто светило, а Солнце Правды и Свет Мира – Христос.
Этот иконографический знак всегда вызывал много споров, его воспринимали как масонский или даже связанный с оккультизмом. Тем не менее, он встречается в православных церквах как в упрощенном варианте – око в треугольнике – олицетворяющем Троицу, так и в более сложных иконографических аллюзиях.
Отношение к этому нехристианскому изображению может быть разным, но в контексте божественных атрибутов оно часто вспоминается как символ Божьего всеведения, ведь «око Господне над боящимися Его и надеющимися на Его милость».
Почему символ "Всевидящее Око" встречается в православной символике?
Можете прояснить ситуацию! Всевидящее око в треугольнике – является ли это масонским или православным символом? Если это масонский символ, то какова причина его присутствия над входом в Казанский Собор? Заранее спасибо за уделенное внимание!
Вопрос был задан: 16 августа 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Всевидящее Око – это символическое представление, которое олицетворяет Божье Всеведение. Его концепция восходит к библейским словам: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18). Этот символ стал использоваться в Христианстве относительно недавно, начиная с 17 века.
В традиции русской иконописи Всевидящее Око, помещенное в треугольник, стало появляться в росписях храмов в конце 18 — начале 19 века. Существует множество икон, именуемых «Всевидящим Оком», на которых в центре круга изображен Иисус Христос, а по углам располагаются четыре луча и четыре Евангелиста. В секторах следующего круга можно увидеть части человеческого лица — глаза, нос и губы («уста»).
В центре композиции изображена Богоматерь с поднятыми руками (Оранта). Тем не менее, мнения о таких иконах разделяются. Например, митрополит Иларион Алфеев высказывает мнение, что подобные иконы не являются каноническими, не соответствуют ни одному церковному тексту, и молитва перед ними неуместна. В 18 веке символ Всевидящего Ока, помещенный в треугольник, также начинает использоваться среди масонов.
Здесь он называется «Лучезарная дельта» и официально представляет «Великого Архитектора вселенной». Однако, кажется, что за этой формальной терминологией скрывается образ противника Бога — диавола. Потому что Бог, упоминаемый в Библии, и масонский «Великий Архитектор вселенной» — это совершенно разные сущности.
В масонстве термин Великий Архитектор Вселенной используется как универсальное и нейтральное название для Верховной Сущности, в которую верит каждый участник братства. При этом, в какую именно веру верить — это вопрос личного выбора каждого из масонов, что зависит от его религиозных убеждений. Для более глубокого понимания этой концепции стоит помнить, что одной из ключевых целей масонов является разрушение христианства (следовательно, божество христиан и божество масонов представляют собой антагонистичные силы). Всевидящее Око также изображено на однодолларовой купюре, где оно символизирует установление нового мирового порядка на планете. Таким образом, хотя Всевидящее Око является символом как христианства, так и масонства, его значение и наполненность символикой в этих двух контекстах являются противоположными.
Где разместить икону Всевидящее Око в доме
Эту икону можно разместить как над дверью в прихожей, так и в традиционном красном углу. • Подаренная или купленная икона занимает своё место в домашнем иконостасе, который может находиться в любой комнате вашего дома. • Угол, где размещаются образы, называют «красным углом» — он обычно располагается напротив дверного проема, у окна или в любом чистом и светлом месте. Важно, чтобы вам было удобно молиться перед иконами, читать молитвослов и чтобы рядом не было отвлекающих факторов. • На специальной полке для икон, которую можно приобрести в церковных лавках, в центре устанавливают образ Господа Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а справа – почитаемого святого. Иконы также можно разместить на полке с книгами, предпочтительно духовного содержания.
При изображении Святой Троицы верующие обращаются к Богу с просьбами о помощи и, безусловно, исповедуются в своих грехах, подготавливаясь к таинству Исповеди и Причастия. Церковь рекомендует каждый день читать утренние и вечерние молитвы, доступные в любом молитвослове, совершая покаяние и вознося обращения к Господу. Молитвы можно произносить как в храме, так и у домашнего иконостаса.
Следует напомнить, что Церковь рекомендует ежедневно возносить утренние и вечерние молитвы, обращаясь к Господу и Небесным Силам. Взывайте к Господу Вседержителю в любые моменты вашей жизни, в каждой нужде:• Просите о помощи в своих делах, трудностях и испытаниях,• Молитесь в моменты опасности,• Обращайтесь за поддержкой в нуждах своих родных и друзей,• Кайтесь перед Богом в своих грехах, прося о прощении, и о том, чтобы Он открыл вам ваши ошибки и недостатки, помогая вам исправиться,• Молясь о выздоровлении в период болезни,• Взывайте к Нему в критических ситуациях,• Когда у вас на душе грусть, тревога или печаль,• Не забывайте благодарить Его за радости, успехи, счастье и здоровье.
В Православной традиции отмечается особый праздник — День Святой Троицы, который приходится на 50-й день после Пасхи и посвящается воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов.
Читать молитву иконе Всевидящее Око онлайн можно по тексту ниже:
«О, Многомилосердный и Всемилостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе! Ты пришёл и воплотился из великой любви, чтобы спасти всех людей. И вновь, Спаситель, спаси меня по Твоей благодати, молю Тебя; если же Ты спасёшь меня за дела мои, то это будет не благодать и дар, а скорее долг. О, Тот, кто полон щедрот и величайшей милости! Верующие в Меня, говорил Ты, о Христос мой, будут живы и не увидят смерти вовеки.
Если же вера, которую я имею в Тебя, спасает отчаявшихся, то я верую, спаси меня, потому что Ты – мой Бог и Создатель. И пусть вера будет мне вменена вместо дел, Боже мой, ибо дел, что оправдывают меня, Ты не найдёшь. Но пусть моя вера превзойдёт всё, она да ответит, она да оправдает меня, она да откроет мне путь к вечной славе Твоей.
Не бойся, душа моя, что сатана похитит меня и восхвалится словами, что отторгнет меня от Твоей руки и защиты; но если Ты желаешь спасти меня, или нет, Христе Спаситель мой, поспеши, скоро я погибаю: Ты ведь мой Бог с момента моего рождения. Удостой меня, Господи, ныне полюбить Тебя, как раньше любил тот самый грех; и вновь служить Тебе без упрека, как я служил прежде лукавому сатане. Особенно же буду служить Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во все дни жизни моей, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь
Да хранит Вас Господь в Святой Троице!
Какую помощь оказывают иконы
Следует уточнить: не сами иконы оказывают помощь, а Бог, к которому в конечном счете направлены наши обращения и молитвы святых. Иконы позволяют человеку, существующему в материальном мире, увидеть то, что незримо, они служат своего рода связующим звеном с духовной реальностью. Часто нам проще обратиться к Богу, Богородице и всем святым защитникам, представляя их перед своим взором. Однако молитва адресована не изображению, а Тому, кто на нем запечатлен.
«Недремлющее Око»
Не сама икона «Недремлющее Око» помогает, а Божья Матерь и Спаситель, которые изображены на ней. Верующие в трудные моменты обращаются к Богородице, полагая, что Она всегда услышит и придет на помощь. Сама концепция данного образа подтверждает это убеждение.
Икона «Недремлющее Око», высоко почитаемая в Рыбинске, славится своими чудотворными свойствами. Существует мнение, что она принадлежала известному священнослужителю и проповеднику Родиону Путятину, который испытывал к ней глубокую привязанность. Его преданность этому образу была передана будущим поколениям верующих, которые сохранили святыню в сложные времена. В конце 1990-х годов икона вновь вернулась в Спасо-Преображенский собор, где в XIX веке служил сам Родион.
Образы «Недремлющее Око» также можно встретить в разных храмах и монастырях, где верующие обращаются к Божьей Матери с молитвами о помощи и благодарностями.
«Всевидящее Око»
Что касается изображения «Всевидящее Око» — будь то сложно оформленная композиция или символическое представление Божьего глаза — следует особо акцентировать внимание на том, что он не способен выполнять функции оберега или талисмана. Наличие таких изображений в доме или ношение амулетов не обеспечивает защиту, поддержку и спасение.
Существует множество мнений относительно использования данных образов. С одной стороны, крайне важно осознавать, что мы всегда находимся под взором Всевидящего Ока, и не забывать о страхе Божьем и надежде на Господа.
Однако с другой стороны, стоит учитывать, в чем заключается опасность обращения к данному образу: таинственное изображение действительно может побуждать человека, незнакомого с церковной жизнью, к различным мистическим опытам и суевериям. Чтобы избежать суеверного и потребительского отношения, необходимо более глубокое понимание вопросов веры и осознание того, что Господь готов помочь, но для этого не требуются какие-либо особенные предметы, а лишь искреннее желание быть рядом с Ним и следовать Его заповедям.
«Недреманное Око»
Икона «Недреманное Око» служит напоминанием о том, что Христос оказал людям важнейшую и величайшую помощь. Он пришел в этот мир ради спасения человеческого рода и принес Свою Жертву на Голгофе. Теперь всё зависит от каждого из нас — захочет ли он принять этот бесценный дар? Поэтому стоит не ожидать «помощи от иконы», а, обращаясь с просьбой о милости и поддержке к Господу, не давать своей душе впадать в забытье.
Молитвы перед святыми образами
Молитвы у икон «Недремлющее Око», «Всевидящее Око» и «Недреманное Око» могут быть такими же, как и у любой другой святыни — можно обращаться к Господу и Богородице своими словами или использовать готовые тексты. Молитва — это личное дело каждого, и у каждого могут быть свои чувства и намерения, когда он стоит перед определенной иконой: кто-то может обратиться с желанием покаяния, кто-то в моменты отчаяния, а кто-то с благодарностью.
«Недремлющее Око»
У иконы Богородицы «Недремлющее Око» можно произносить любую молитву к Богоматери, но также существует особый текст, предназначенный для обращения к Ней перед этим образом:
О, Преславная Владычица, Богородица! Прими нас, приходящих к Твоему образу; взгляни своим недремлющим оком на наши душевные раны и греховные недуги; умоли Сердцу, бдящему о нас, Твоего Сына, Христа Бога нашего, чтобы Он избавил нас, верующих в Него, от тяжкого сна греховного и всех вражеских наветов, да спасет души наши, как Человеколюбец.
«Всевидящее Око»
Так как с позиции канонов «Всевидящее Око» не является традиционной иконой, возникает вопрос о целесообразности молитвы перед ним. Существует мнение, что это не стоит делать. Однако, если вы встречаете данное изображение (будь то в храме, музее или в вашем домашнем иконостасе), нет никаких запретов обращаться к Господу перед ним.
Молитва возможна и без икон, и это не снижает вероятность того, что наши слова будут услышаны. Тем не менее, важно не вкладывать в изображение Всевидящего Ока идеи, которые противоречат христианским постулатам — масонские концепции о «великом архитекторе вселенной», размышления о космическом порядке или древние языческие верования. В молитве, независимо от наличия икон, мы всегда обращаемся к Единому Живому Богу, сущностно единому и Нераздельному в Троице.
Хотя специальной молитвы не существует, принято считать, что полезно произносить определенный текст, который часто упоминается как молитва перед иконой «Всевидящее Око». На самом деле это обращение к Богу, которое читается по окончании 13-й кафизмы Псалтири. Оно начинается такими словами:
«Господи Святый, Иже в вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь. »
«Недреманное Око»
Не существует специальной молитвы и перед иконой «Недреманное Око». Оглядываясь на этот образ, верующие способны обратиться как к Христу, пришедшему на спасение грешников, так и к Его Матери, которая с терпением и любовью охватывает все человеческие страдания.
Когда вы молитесь перед этой иконой, важно помнить не только о безграничной заботе Господа и Пречистой, но и обратить внимание на себя. Цитата из «Песни песней», часто присутствующая на иконе — «Аз сплю, а сердце мое бдит», — может быть истолкована как призыв к верующим сохранять духовную бдительность и всегда быть готовыми к встрече с Христом.
Смысл символов на иконе
Тем, кто не раз наблюдал икону «недремлющее око», наверняка запомнились её основные характеристики, четко выраженные на этом священном произведении. Основные элементы иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяя людям сформировать важное представление о мире, который находится под бдительным оком всемогущего Иисуса Христа.
В центре иконы изображен образ Спасителя Иисуса Христа. Он находится в окружении данной иконописной композиции и излучает яркий свет благодати, проникающий в сердца тех, кто молит о помощи.
Многочисленные глаза, размещенные во внутреннем круге, который обладает большим диаметром, символизируют взаимосвязь между духовной и материальной сферами. Их разнообразие представляет обычных людей, которые, несмотря на кажущееся индивидуальное и независимое существование, находятся под глубоким влиянием Христа.
На третьем круге иконы изображена святая Богородица, она выступает как покровительница и утешительница для страждущих и угнетенных. Она приходит на помощь тем, кому предначертана сложная судьба.
В заключительном, наиважнейшем круге представлена фигура Господа Бога. Он располагается в верхней части данной окружности.
Будучи на высоком месте, он предстаёт как основной вождь всего Небесного Царства, состоящего из различных библейских персонажей. С этого места Бог щедро одаривает благословениями всех живых существ и миролюбивых людей.
Таким образом, икона «Всевидящее око Божие» акцентирует внимание на следующих значимых аспектах:
Иисус Христос наблюдает за всем человечеством и, стараясь помочь некоторым из них, излучает свой благотворный свет.
Богоматерь выступает в роли защитницы и хранительницы людей.
Господь Бог является основным миротворцем и создателем всего живого на планете, и все создания находятся под Его властью.
Какова роль иконы «Всевидящее око»
Стоит отметить, что икона Божией Матери «Всевидящее око» не встречается повсеместно. Тем не менее, данный образ, подобно другим священным изображениям, обладает великой чудотворной силой.
Смысл «Всевидящего ока» на иконах исключительно важен.
Она выполняет значимую защитную роль, помогая людям избавиться от негативного влияния, раскрыть свои уникальные творческие таланты, а также защититься от потери зрения и полной слепоты.
Икона может занять особое место в любом уголке дома. Главное, чтобы этот священный объект был хорошо виден всем членам семьи и чтобы возле него было удобно молиться.
Стоит отметить, что при длительном сосредоточении взгляда на иконе всевидящего глаза можно заметить, как начинают вращаться три круговые сферы, которые, сливаясь, создают иллюзию движения.
Амбивалентная Икона «Всевидящее Око»
Русские иконы впечатляют и восхищают людей своей аллегорической природой и разнообразной символикой. Среди признанных и почитаемых православных изображений есть и такие, которые вызывают неоднозначную реакцию. Одной из таких является икона «Всевидящее Око», появившаяся в России в XIX веке. Несмотря на негативное мнение многих священников, эта духовная икона отличается невероятной глубиной и сложностью своей композиции, о чем важно знать всем интересующимся православной иконописью.
Символика «Всевидящего ока» имеет глубокие исторические корни. Исследования показывают, что египтяне были первыми, кто применял этот символ. В русской иконографии концепция всеведущего и всезнающего Бога происходит из Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и упovaющими на милость Его». (Пс. 32:18)
Икона «Всевидящее Око» строится на повторяющемся круге. Иисус Христос представлен в образе Спаса Эммануила в центре этого круга. Внутренний круг выделяется лучами света, которые символизируют божественный свет и направлены к четырем символам евангелистов, расположенным на внешнем круге.
На следующем круге изображены части человеческого лица, а именно четыре глаза, нос и рот. Над этим кругом находится Пресвятая Богородица, выступающая как посредник между божественным и миром людей.
Третий круг, изображающий звездное небо, символизирует Царство Небесное. На внешнем круге можно увидеть ангелов с свитками или серафимов. Бог Отец, с поднятыми в благословении руками, возвышается над всеми ими.
Икона «Всевидящее Око» символизирует безграничную силу и любовь Господа Бога. В контексте этой реликвии Господь представляет собой начало всего, а Его Око отражает мудрость и понимание.
Всевидящее Око
Среди множества икон, почитаемых в православной традиции, есть несколько, которые выделяются своим образом. Одной из таких является икона «Всевидящее Око». Её необычная композиция и богатство символов привлекают к ней внимание и вызывают массу обсуждений. Некоторые священнослужители даже ставят под сомнение её соответствие христианским традициям.
Хотя икона «Всевидящее Око» возникла в иконографической традиции относительно недавно, в конце 18 века, за более чем два столетия она завоевала симпатии множества людей. В традиции написания православных икон обязательно применяется текст из Библии или житие святых. Основой для изображения этой иконы стали слова: «Вот, око Господнее над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18). Интересно, что икона, название которой связано с Господом, принадлежит к категории Богородичных. Образ Богоматери действительно изображён, но в композиции занимает далеко не центральное место.
Теперь давайте последовательно обратим внимание на саму икону. При первом взгляде она напоминает мандалу. Напомним, что мандала — это графическое представление, составленное из внешнего и внутреннего кругов с квадратом между ними. Название происходит от санскритского термина, который переводится как круг. Мандалы применяются в буддизме как средство познания и как способ связи с мирами будд и бодхисаттв.
В центре иконы «Всевидящее Око» находится маленький круг, в который вписан образ Иисуса Христа Господа Эммануила. Эммануил означает «Бог с нами». Следует отметить, что данное изображение Христа в виде юного отрока является одним из самых редких в православной иконографии Спасителя.
Из маленького центрального круга по диагоналям расходятся лучи. Четыре направления света представляют четыре стихии и четыре времени года — устойчивую основу мироздания и пространственно-временного континуума.
Лик Христа Эммануила окружает второй круг, на котором изображено лицо с четырьмя глазами, устами и носом. В этом прекрасном лице угадывается образ Солнца. Известно, что именно этот светильник символизирует видимый в материальном мире образ Бога-Отца. Юный Эммануил, подобно душе человечества, проходящей путь развития, находится в центре внимания Творца.
В третьем круге иконографического произведения мы наблюдаем множество сияющих лучей. Это символ защитной сферы нашего мира. Над ней возвышается образ Богородицы Оранты — хранительницы. Матерь Божья оберегает также и небольшой круг, в котором изображен юный Бог, а также четырехокая форма Бога – солнца.
Четвертый круг обычно заполняется изображениями серафимов и ангелов. Это символизирует небеса, внешнюю оболочку видимого мира. Здесь, в усеченном круге над Богородицей, присутствует Бог Отец. Саваоф, который благословляет обеими руками все творение.
На углах третьего круга, примыкающих к четвертому, размещены выступы с фигурами или символикой евангелистов; на их окружностях указаны имена и толкования:
• Матфей изображён как ангел, посланник Господа; ангел или человек олицетворяет мудрость в понимании Божественной воли и свободу выбора (Быт. 1:27; И.Навин 24:14—15).• Марко представлен как орёл, возносящийся в небеса; орёл символизирует быстроту и дальновидность (Втор. 28:49).• Лука изображён Телцом, Миром; телец является символом терпения и преданности (Ис. 1:3).• Иоанн представлен львом, положенным в гроб; лев символизирует силу и власть (Откр. 5:5; Быт. 49:9).
ГАРМОНИЯ АДЖНЫ
Необычная для православных икон геометрическая симметрия и ясный центр позволяют легко сосредоточить внимание зрителя.
Мы предлагаем вам методику, направленную на очищение мысли, гармонизацию и активацию лобной чакры аджны. Для этого вам понадобится икона, однако можно также использовать иллюстрацию из статьи. Если вы решите воспользоваться нашим предложением, рекомендуется, чтобы вас не отвлекали как минимум полчаса.
• · Установите икону перед собой, она может находиться на столе, если вы сидите на стуле, или на полу, если сидите на земле. • · Смотрите в центр иконы, на лик Эммануила. Сосредоточьтесь на лбу отрока. Концентрация на центре иконы активирует процесс очищения разума и тела.
Это сосредоточение рассеянного восприятия на одной ключевой точке.• · С увеличением концентрации вашего внимания исчезает чувство тревоги и неуверенности. Укрепляется внутренняя устойчивость. Постарайтесь избегать моргания, так как это нарушает поток информации, поступающий к вам.• · При взгляде на центр иконы вы постепенно начинаете воспринимать весь образ в целом благодаря активации периферического зрения. Ваш взгляд остается фиксированным на лбу Эммануила, в то время как вы охватываете всю икону целиком.• · После этого могут возникнуть разные визуальные эффекты:
* — изображение на иконе будет выглядеть более объемным;* — внешний фон потемнеет, тогда как центр станет ярче (эффект туннельного зрения);* — одна фигура может начать преобладать, заслоняя остальные;* — краски на иконе будут мерцать и менять оттенки и прочее.
На это потребуется совсем немного времени – приблизительно три минуты.
Теперь можно закрыть глаза, и на внутреннем экране начнет появляться образ иконы. Созерцайте ее, пока проекция не исчезнет.
Возможно, в начале внутренний образ иконы будет проявляться слабо или вовсе не появится. Иногда цвета могут отсутствовать, и изображение будет черно-белым. Не расстраивайтесь. Это свидетельствует о том, что из-за стресса или психической травмы, полученной в детстве, вы могли избежать взгляда на вещи, которые были для вас очень значимыми.
Продолжая созерцание иконы, вы сможете восстановить способность видеть внутренние образы и откроете аджну.
Это также приносит пользу как для тренировки, так и для восстановления ваших физических способностей зрения. Такие занятия способствуют сохранению зрения во всех его аспектах: материальном, внутреннем и духовном. После таких упражнений ваши сны могут изменить свой характер, стать более яркими и насыщенными. Вы можете чаще испытывать знаковые или вещие сновидения.
Это важный элемент внутренней жизни человека, стремящегося к саморазвитию.
ЧИСЛА
Теперь давайте снова обратимся к тайнам, которые представляет икона «Всевидящее Око». Почему она носит именно такое название, хотя ее наиболее выраженным элементом являются четыре глаза? Почему не используется название «Всевидящие Глаза»? Ответ можно найти, погрузившись в изучение истоков современных славянских языков. В древнем Киевском языке существовало три числовые формы: единственное, двойственное и множественное число.
Некоторые современные лингвисты утверждают, что наши предки ограничивали свои числовые представления только двумя, воспринимая все остальное как «много». Сегодня эта идея кажется нам слишком упрощенной. Однако существует более глубокая причина, которая укоренилась в философском восприятии мироздания нашими предками. С помощью трехчисленных форм они стремились отразить и утвердить в своей речи закон троичности окружающей реальности.
Когда речь заходила о божественном — о Творце или Логосе — всегда использовалось единственное число. Двойственное число (лат. dualis) применялось для обозначения двух объектов, которые были парными по своему естеству (например, части тела и т. д.) или по традиции. В сознании наших предков человек воспринимался как парное существо, поэтому двойственная форма использовалась для описания человеческого.
Множественное число соотносилось с миром, который является раздробленным и лишенным божественной целостности, находящимся под влиянием низших, демонических сил. В результате, в обыденной речи регулярно возникала мысль о том, что человек по своей сути является существом, находящимся в промежутке. Как утверждали гуманисты периода Ренессанса, лишь он сам решает, сможет ли достичь уровня божественного сознания, стать богочеловеком, или же опустится ниже животных, поддавшись демоническому влиянию.
В современном языке двойственное число практически исчезло. Остались лишь его остатки, например, в таких словах, как ножницы, брюки, часы и подобные. Да и то, лишь в формах окончания слов. Мы говорим: один образ, одно око. Два, три, четыре ока, образа.
Пять, шесть и так далее — количество очей, форм. Возможно, специфические окончания многих слов в форме множественного числа, включая числа до четырех, напоминают о необычном состоянии видно мира до его окончательного отделения от божественного. До разложения на «бесовское» множество, угрожающее космосу снова вернуться в состояние хаоса. Человеку крайне важно помнить, что он представляет собой промежуточную кризисную форму существования. Исходя из каждого из нас, зависит, будет ли мир восстановлен и вернется ли к космической божественности, или окончательно окажется поглощен хаосом. «Энтропия увеличивается» — предупреждают ученые-физики.
И вновь мы видим, что столь значимая для формирования сознания двойственная, человеческая форма числа «случайно» исчезла из современных славянских языков.
ВЕЧНОЕ ВРЕМЯ
Снова сосредотимся на иконе. Теперь мы осознаем, каково ее название. Это действительно око, а не очи, ведь Творец через этот образ взирает на нас. Когда это началось? Как долго это будет продолжаться?
А действительно ли Он смотрит на нас в настоящее время? Если бы эта статья была написана на языке Киевской Руси, такой вопрос, вероятно, не возник бы.
Дело в том, что в древнерусском языке существовало три формы прошедшего времени! Аорист — имперфект — перфект. Имперфект (лат. «незавершенный») — это глагольная форма, указывающая одновременно на прошедшее время и несовершенный (или длительный) вид: «Мириванна, я учил…» Перфект (лат. «завершенный») — глагольная форма, которая выражает сложное сочетание видовых и временных значений, а именно тот факт, что результат или следствие события, произошедшего в прошлом, сохраняется на момент разговора: «Я выучил».
Аорист не является полностью прошедшим временем. Это, скорее, вечный аспект времени. Он описывает события, которые имели место в прошлом, имеют значение в настоящем и будут актуальны в будущем, представляя собой категорию существования. В современных славянских языках не осталось примеров, которые могли бы проиллюстрировать данное понятие.
Аорист, по понятным причинам, использовался исключительно в религиозных текстах и с 17 века был полностью отменён. Однако! Через иконы, особенно через изображение «Всевидящего Ока», мы можем прикоснуться к аористу и ощутить вечный процесс созерцания Божественного. Эту возможность усиливают лучи, исходящие из центра круга с ликом Эммануила.
Они помогают ощутить, как Господь «дивиться» и «бачить» — наблюдает и излучает божественный свет. Лучи на иконе проникают в круги бытия, очищая, освещая и защищая алтарное пространство, молящегося и его близких.
Стоит напомнить, что данная икона особенно полезна для гармонизации, открытия и насыщения лобной чакры аджны. Ее также иногда называют третьим глазом (закон тройственности вселенной). При ее открытии глаза утрачивают стеклянный вид, становятся ясными, и взору человека открывается истинное бытие и вечность.
ПРАИКОНА
Теперь давайте размышлять о том, что икона «Всевидящее Око» появилась лишь в конце 18 века. В то же время, идеи и категории, отраженные в ней, как мы уже убедились, были известны нашим предкам значительно раньше. Трудно представить, что у людей не имелось средства, позволяющего соприкасаться с божественным светом и взором. Предмета, который служил бы оком – порталом в иные миры. У египтян, индийцев и арабов стилизованные изображения ока встречаются повсюду.
У славян также имелся подобный артефакт. Его называли «Божье око». Это был, по сути, прообраз иконы наших предков. Справедливо отметить, что такие «глаза» встречались и у многих других народов. Мне доводилось наблюдать их, например, у тибетцев в Индии.
Очевидно, «Божье око» является одним из архетипических символов коллективного бессознательного.
В данный момент у вас есть шанс самостоятельно создать подобное око. Если следовать определенным рекомендациям, оно станет не лишь стильным элементом интерьера, модным брелоком или декором для одежды. Изготовленный вами артефакт сможет обеспечить защиту своему владельцу.
Итак, первым делом вам понадобятся две палочки одинаковой длины для создания равностороннего креста, который является основой праиконы. Этот крест – это один из самых древних символов солнца. Интересно, что именно он, а не окружность с лучами. Последняя, что удивительно, раньше ассоциировалась с дождем.
Для создания равноконечного креста в первую очередь необходимо выбрать древесину. Веточки рябины обладают наиболее заметным защитным эффектом. На втором месте находится береза. Такой крест, сделанный женщиной, способен защитить не лишь человека, но также его дом, квартиру или офис. Мужчине следует предпочесть оберег из дубовых веточек.
Перед тем как взять веточку, стоит предварительно установить контакт с деревом.
Объясните, для каких целей вам нужна веточка, и осторожно отломите прутик. Металлические предметы использовать строго запрещено.
Теперь необходимо рассмотреть состав нити. Синтетические волокна могут быть весьма эффектными, однако, помимо эстетической привлекательности, рассчитывать на что-то большее не стоит. Напротив, натуральные материалы имеют свои уникальные характеристики. Вот некоторые из них:
• Лен известен своим расслабляющим воздействием. Это око прекрасно подойдет для размещения в спальне.• Шелк помогает поддерживать ясность мышления. Око из шелка будет особенно полезно в районе рабочего стола, в офисных помещениях.• Хлопок является универсальным средством для защиты от порчи и сглаза. Хотя его сила не слишком велика, оно обладает мягким воздействием. Такой оберег идеально подходит для детских комнат или колясок.• Шерсть — это мощный защитный материал.
Это око помогает восполнить утраченные энергии, вызванные серьезными повреждениями. Закрепив его на некоторое время на уровне поврежденных чакр, можно восстановить утраченные участки в ауре. Око из шерстяных нитей эффективно работает при входе в дом, в местах с высоким посещаемостью. Оно может стать надежным помощником для целителя.
Заключительный выбор, который вам необходимо совершить – это цвет. Начинать следует с красной нити. Она придаёт начальный солнечный импульс. Искра жизни. Именно этой красной нитью вы соедините палочки в центре, образуя крест.
Важно не завязывать никакие узлы.
Просто наматывайте нить слой за слоем, следуя направлению часов.
После того как равноконечный деревянный крест надежно закреплен красной нитью, можно приступить к намотке нитей любого цвета полосами. Каждый раз оборачивайте палочку нитью снизу вверх одним витком и тяните нить до следующего луча по часовой стрелке. Затем снова виток сверху вниз и так повторяйте. (Рис.2)
Когда до конца лучей останется примерно два сантиметра, создайте петлю из трехцветного шнура. Прикрепив её к одному из лучей, продолжайте наматывать око на деревянную основу вместе с концами петли. (Рис.3)
Кратко рассмотрим символику и влияние различных цветов. • Белый – символизирует чистоту и новые горизонты. • Черный – олицетворяет тайну и глубину. • Красный – ассоциируется с жизненной энергией, страстью и активностью. • Пурпурный – символ царственности и благородства. • Оранжевый – радует своей энергией, практическими знаниями и лидерством. • Золотой – олицетворяет солнечный свет и богатство. • Желтый – символизирует жизненную силу, оптимизм и душевную гармонию. • Коричневый – связанный с плодородием. • Зеленый – ассоциируется с исцелением и обучением. • Голубой – символ интуиции. • Синий – олицетворяет верность и спокойствие. • Фиолетовый – олицетворяет женское начало и магию.
Защитные свойства проявляются в самой структуре ока. Это излучающий деревянный солнечный крест, рядки натуральных цветных нитей, обозначающих вечность, и красная точка в центре. При этом, когда вы наматываете «бесконечную паутину», важно быть осознанным и призывать Око Божье направить свой взгляд на вас, ваших близких и дом, что обеспечит вам отличный результат.
В процессе труда у вас есть возможность обращаться к высшим силам своими словами. Важно, чтобы это было искренне, а ваша вера гарантировала, что вас услышат. Если хотите, можете воспользоваться традиционным текстом защитного заговора. Его можно запомнить или читать с бумажки, однако желательно предварительно переписать его от руки.
От всех опасностей:
«Сила небесная, защити меня. Сила небесная, обереги моих детей. Установи защиту на моем пороге и на моих путях – от слез моих и от всех бед. От врагов, которых я знаю, и от тех, кого не знаю, от лжи, от воды, от огня, от ран, от слов и от меча, от младших и старших, от первого до последнего. Как сила небесная, так и помощь от Бога. Аминь. Аминь. Аминь».
Конечно, во время работы над оком вы можете произносить любые молитвы, которые вам известны, как про себя, так и вслух.